"- А зачем тебе это?"
Я думаю, этот недоумённый вопрос знаком многим из нас. Ведь у каждого, как правило, есть свои любимые увлечения или хобби на досуге: кто-то учит язык(и), кто-то читает что-то "не трендовое", вроде "Галльских записок Цезаря" или научных книг, кто-то общается на форуме про пони или других мультяшек или смотреть, опять же, "нетрендовые" фильмы(не про гламур и тупые шутки со спецэффектами)... У каждого - свои интересы. Но поделиться ими с кем-то из друзей или родных, так получается, не с кем - в большинстве случаев, тебя просто не поймут... И, конечно, обязательно спросят: "- А зачем тебе это?". Или посоветуют "не забивать мозги всякой ерундой, а лучше поиграть\посмотреть ТВ".
А что, разве игры или телевизор - лучше? Речь, разумеется, о современном развлекательном продукте. Чья основная цель - развлекать массы, но с выгодой для себя. Постоянная погоня за рейтингами и рекламными деньгами сделали своё дело: большая часть телеканалов выдают свой продукт на-гора, ориентируясь исключительно на вкусы ими же и взращённой аудитории зрителей(вообще, немного странное сочетание, конечно: ведь audite - это "слышать" на латыни). А они, эти вкусы, достаточно примитивны, ибо явл ют собой вкусы преобладающих масс. А массам, в свою очередь, во все времена - от Древнего Рима и до наших дней - было нужно только одно. "Панэм эт цирцэнсэс!"("Хлеба и зрелищ!"), как писал в своих сатирических стихах древнеримский поэт Ювенал. Менялись времена, менялись нравы, мода и цари, а массы оставались всё теми же. И знаменитое "разделяй и властвуй!" со временем превратилось в "развлекай и правь!".
И современные масс-медиа или, говоря проще, СМИ понимают это, как никто. Отсюда и весь этот поток различного рода непотребности на некогда чистых и светлых "голубых" экранах. Вкусы масс диктуют свои интересы миру, а мир, опираясь на это, правит массами. Примитивные сериалы штампуют пачками, самые гениальные юмористы современности, напрягая свои уставшие мозговые извилины, выдают массу новых гениальных шуток еженедельно, чтобы уставший за рабочую неделю люд(то есть, те самые массы) смог хоть немного развеяться и посмеяться над привычным и понятным ему юмором. Все телеканалы забиты всевозможными гламурно-пошлыми шоу(хотя есть и некоторые исключения, но, увы, и в них не обходится без гламурного лицемерия) и "проходными" фильмами и передачами. В наш практичный век, с точки зрения бизнеса, причём, любого - ТВ ли, кино ли, книги ли или что другое, популярное в народе - это правильно и разумно. Ибо нельзя продать то, что не пользуется популярностью у масс. Во всяком случае, прибыльно. Вот и приходится идти на поводу у толпы, издавая, снимая, создавая и шутя то, что она, образно выражаясь, "схавает", да ещё и добавки, то бишь новый сезон\серию\книгу, попросит.
А мнение большинства, как известно, главное. Вот и потакают вкусам народных масс, в большинстве своём не избалованных изящными словесами и разными "учёностями". Но и сами эти массы тоже можно понять. Они, как говорится, "академиев не кончали" и новые открытия обычных, а не "британских" учёных или скучный, по их мнению, фильм или программа, их вряд ли заинтересуют, особенно вечером после "трудовыебудней", когда часто хочется просто отдохнуть. Конечно, до совсем уж примитивного "жрать, спать и ещё двух слов, что рифмуются с ними" вряд ли доходит, разве что, в самых запущенных случаях, но первые два пункта, тем не менее, обычно входят в "обязательную" вечернюю программу отдыха, плюс непременный "пивасик" в качестве приятного бонуса. На качество развлекающего продукта в таком случае, как правило, нахичать, главное - "чтобы смешно!". Одним словом, "ненапряжное развлекалово".
Отсюда и качество поставляемого массам такого продукта. Ибо зачем напрягаться и снимать что-то душевное и гениальное, если это оценят только "узколобые" критики? Проще и, главное, дешевле, создать понятный массам продукт - фильм, шоу или телепередачу - по так называемым "законам шоу". Пусть это будет глупо, пошло и примитивно, зато выгодно и рейтингово. Разумеется, ни о какой актёрской игре(даже самой простой), хорошо продуманном сценарии или действительно добротном(и добром) юморе и речи не идёт. Зачем стараться и напрягаться, когда можно просто покривляться час или два в шоу или на съёмках "типа, кино" и получить довольный "смех за кадром" или в кинозале под пивко, и солидный гонорар в придачу? А нет старания - нет качества. Просто так даже простенькую шутку не придумать, не то, что по-настоящему смешную, однако, нас уже давно убеждают, что на некоторых телеканалах работают поистине Генаильные Мастера Юмора, выдающие сплошь и исключительно Очень Смешные Шутки каждые выходные по два-три часа ежевечерне в пятницу, субботу и воскресенье. Впрочем, "смех за кадром" и ротацию этих самых кадров на телевидении пока ещё никто не отменял.
Поэтому, наверное, не удивительно, что большинство нынче зачастую не понимает меньшинство. Для него, взращённого современной медиа-индустрией, непонятно "зачем это нужно?". Зачем читать хорошие, а не "популярные" книги? Зачем заниматься музыкой, а не слушать её? Зачем смотреть какое-то скучное "не массовое" кино, а чисто развлекательное "кинцо под пивцо"? Зачем, выражаясь современным языком, "сёрферить" в Интернете в поисках чего-то действительно интересного и поучительного, а не сидеть в соцсетях , играть в "травианы" и троллить друг друга? Зачем учить какой-то другой язык, а не английский? Зачем что-то вообще учить и что-то знать, кроме своих рабочих обязанностей и современных трендов? И ещё много других "зачем?"...
На самом деле, ответ на все эти вопросы довольно прост: "затем, что это интересно". Интересно узнавать и открывать для себя что-то новое; интересно "долбить по клавишам"(в т.ч и виртуальным, то бишь сенсорным), занимаясь творчеством или ища что-то в Сети; интересно играть не в "жестяные" или примитивные игры, где надо лишь жать на клавиши, а в какой нибудь "менеджер" или стратегию; интересно смотреть хорошее кино, качественно снятое, с добротными юмором и актёрской игрой, а не тупую пошлую комедию "под пиво"; интересно, в конце концов, просто нормально, по-человечески общаться со всеми, а не завоёвывать себе популярность и авторитет, "играя" в троллей или строя из себя "типа, серьёзного чела". Просто потому, что не всем это нужно. Вот, пожалуй, главное слово, характеризующее современную, в т.ч. и виртуальную, реальность. Это просто кому-то нужно. Кому и зачем - другой вопрос. Ответ на него знает, пожалуй, лишь пресловутый "золотой телец", управляющим или, говоря более понятным языком, "рулящий" нынче миром...
"- А зачем тебе это?"
"- Мне просто интересно".
Но ведь не поймут, как им не объясняй...