Итак, продолжаем разговор
Игры, как известно, бывают разные: развлекательные, познавательные, азартные, на свежем воздухе и логические. Вот о последних мы с вами и поговорим.
В детстве у меня были, как и у всех, домашние шашки, шахматы и доминошки. Шашки и домино я не очень, правда, любил, предпочитал их варианты попроще и побыстрее
В шашках - это, например, игра "Чапаев", когда противники соревнуются в том, кто чьи шашки собьёт с доски быстрее: игра идёт до заранее условленного количества побед, ну или пока не отобьёшь себе весь ноготь, смотря что раньше случится
Быстрый вариант домино - игра "в креста", как её называли у нас, когда ход идёт на все четыре стороны от первой доминошки-"дубля" с последующей блокировкой направлений другими "дублями". "Рыба" здесь, понятно, случается куда реже, чем в традиционном "забивании козла"
Но, конечно, самой любимой настольной игрой у меня были шахматы. Правда, шахматиста из меня так и не вышло
Сами шахматы, ещё советские, из 80-х, нынче "зимуют" в деревне: делали их раньше весьма крепкими, за всё время мне удалось(не специально, конечно) "сломать" лишь одного коня, от которого осталас ь лишь верхняя часть аки у коня барона Мюнхгаузена, да потерять где-то одну пешку, роль которой нынче выполняют подручные материалы)) Зато удалось сберечь, как бы сейчас сказали, эксклюзивную сувенирную шахматную доску "Чемпионы мира (1886-1972)" 1970 года выпуска. Кто и где её раздобыл - история умалчивает, но вещь весьма интересная и необычная. Впрочем, сейчас она легко ищется в Интернете
Вот та самая шахматная доска. Фото взято из Интернета, ибо с планшета мелковато выходит.
Ну и, конечно же, в каждой уважающей себя советской семье были карты. В «подкидного дурака» играли все — и стар, и млад
Самая популярная версия — традиционная, молодёжь предпочитала «переводного дурака», а когда народу много(от 4 до 6 человек), то играли в обычного «дурака», но поддавали карты «до кучи», в результате чего у одного игрока мог собраться целый игровой «веер». Зато весело :) Помимо самой популярной в Союзе карточной игры, существовали и другие, правила многих из них уже забылись за давностью лет. «Японский дурак», «бура»(«открытая» и «закрытая» версии), «31», «козёл», «петух», «воробей», «солнышко», «акулина\сидор»(в зависимости от игры, «поймать» нужно было либо даму, либо короля виней) — много их было, все не упомнишь... В 90х добавилась популярная тогда игра «мафия» и некоторые другие игры. Более подробно о самих играх и их правилах(которые в каждом городе и в каждом дворе были, как правило, свои, с небольшим отличием от основных) можно ознакомиться, например, на
Луркморе(осторожно, присутствует ненормативная лексика!).
Но самым популярным логическим развлечением в Советском Союзе были, конечно же, кроссворды. Игрой их можно назвать скорее условно и , разве что, их спортивную версию. В целом же, это именно что очень полезное и интересное логическое развлечение, «пища для ума». Знаменитый Эркюль Пуаро, любивший, как известно, пошевелить своими «серыми клеточками» на досуге, наверняка бы его одобрил. Сам я к разгадыванию кроссвордов пристрастился ещё в детстве, вместе с родителями или сам по себе пытаясь отгадать знаменитые в то время КВК - «Крокодильские» весёлые кроссворды», из популярного журнала «Крокодил», разумеется
В отличие от обычных словесных задач, они были составлены с известной долей юмора и сатиры, как и подобает такому журналу. Правда, легче в отгадывании они от этого не становились. По крайней мере, для юного меня :) Но что-то пытался разгадать, в меру своих скромных сил и более чем скромных познаний, одни ответы вписывал, другие переписывал...
Но по-настоящему кроссвордами я «заболел» не без помощи своего дяди, большого любителя этого дела в молодости. Мы часто бывали у них в гостях и я любил разглядывать частично или полностью решённые им кроссворды, запоминая вопросы и ответы, или пытался что-то отгадать сам. Иногда мне разрешали пользоваться БЭС — Большим энциклопедическим словарём, настольной книгой любого кроссвордиста и большим, отлично сделанным Атласом мира(плюс к нему прилагались «звёздный» Атлас и другая полезная информация). Я до сих пор мечтаю купить себе такой, но стоят они очень дорого... У меня у самого БЭС не было и я какое-то время пользовался дядиным, но в силу своего юного возраста и присущей ему неаккуратности(впрочем, я, как и Дейл, до сих пор никак не могу от неё избавиться
) я довольно быстро «смял» несколько довольно тонких страниц, что дяде, естественно, не понравилось примерно также, как папе всем известного Малыша разбитая люстра
К сожалению, Интернет и Гугль тогда ещё не изобрели, поэтому, для разгадывания кроссвордов мне приходилось пользоваться, что называется, «подручными средствами» в виде двух энциклопедических словарей(Юного техника и Юного земледельца) из популярной в 80е-90е годы научно-познавательной серии для школьников, атласа автомобильных дорог СССР(точнее, даже двух — 1976 и 1988 годов выпуска) и старенького маленького атласа мира(у него был один существенный плюс по сравнению со своими «коллегами»: в нём, помимо самих карт, давалась краткая информация о странах мира — столица, денежная и административная единицы). И, конечно же, БЭС - настольная книга любого любителя кроссвордов
Мои "университеты"
Однажды в гостях у одной нашей знакомой я углядел практически новенький БЭС с обложкой моего любимого зелёного цвета(увидев которую я сразу же понял, что никуда без книги не уйду). Кроссвордами она не увлекалась, БЭС у неё стоял чисто как украшение книжной полки, поэтому я был просто счастлив, когда она любезно одолжила мне его на время. Это самое «на время» растянулось на что-то около 6-7 лет, за время оно я уже привык к своей люимой зелёной книжице и считал её своей(тем более, что никто её назад не требовал), но однажды та самая знакомая вдруг решила ВНЕЗАПНО подарить подросшему племяшу совй БЭС и вспомнила, что он находится у меня на хранении... Пришлось возвращать :) К тому времени, я уже «созрел» для покупки собственного словаря, да и найти и купить их стало много проще и дешевле, чем в 80е - и, вскоре, я осуществил свою давнюю мечту, став, всего-то за 210 целковых, обладателем новёхонького и, самое главное, своего личного БЭС(в более современной тёмно-синей обложке), и, в качестве бонуса, прикупил новый Малый атласа мира в твёрдом переплёте(за 90, если не ошибаюсь, рублей), взамен уже поистёршегося и потерявшего поистрепавшуюся обложку «мягкого» старого. Я до сих пор с теплотой вспоминаю те времена, когда я, обложившись своими «сокровищами», подолгу засиживался за своим письменным столом, корпя не столько над уроками, сколько над каким-нибудь сборником кроссвордов...
Да, хорошие были времена. Нынче народ не шибко утруждает себя знаниями, отдавая предпочтение различным сканвордам и прочим судоку, которые можно разгадывать в автобусе или в метро по пути на работе. А чего, быстро, легко и мозг особо утруждать не надо — все вопросы на темы, которые знает любая домохозяйка, а что не знает, то ей любезно «подскажут», сделав пересечение со всеми возможными словами по горизонтали или вертикали. Вписал пять сравнительно лёгких слов — отгадал одно сложное. И словарь с энциклопедией не нужен, зато разгадав такой сканворд чувствуешь себя «гигантом мысли» ака Киса Воробьянинов
Собственно, на мой взгляд, именно со сканвордов, внезапно обрётших популярность в конце 90х-начале 00х, и начался, можно сказать, упадок кроссвордного дела, как такого. Ибо зачем копаться в словарях и напрягать мозг, выискивая задания посложнее, когда можно сделать простой набор всем хорошо известных слов(терминов, фамилий, названий)? Ну а что, «пипл хавает», сканворды разлетаются как горячие пирожки, издательство довольно. Вот только польза от такой «эрудиции» сомнительна, ибо на простые, «медийные» вопросы все ответят и так, а на сложные никто и не будет отвечать — оно надо той же домохозяйке или «офисному планктону»(а кто ещё в наше время «гадает» сканворды?) утруждать свой моск самообразованием, листая энциклопедию? Лучше какой-нибудь сериальчик посмотреть про ментов или про любовь
Ещё в конце 80х-начале 90х в киосках тогдашней «Союзпечати»(а позже «Роспечати») было множество газет и журналов с обязательным кроссвордом, печатавшимся на последней странице. Кроме того, были и т. н. мини-сборники на 35-40 страниц, которые было удобно разгадывать в дороге, например, трясясь в вагоне метро. У меня в те времена была целая кипа таких сборников, аккуратно сложенная в нижнем ящике моего письменного стола и время от времени заполняемая новыми ответами, с пополнением собственного багажа знаний.
Небольшое лирическое отступление(из личных наблюдений): Сборники конца 80х-начала 90х были, как правило, либо традиционно классические, на общую тематику, либо чисто тематические (военные, литературные, киношные, КВК и т.д.), либо разножанровые(кроссворд, чайнворд, филворд и т. д.), но уже с середины 90х, с проникновением в нашу жизнь современных масс-медиа, стали наполовину или больше состоять из чисто «медийных» вопросов о популярных тогда тв-сериалах, «мыльных операх», актёрах и певцах, которых знала любая домохозяйка, проводящая время у своего телевизора. Самое известное кросс-издательство 90х «Лана», помимо этого, любило ещё и самопиар :) То есть, тенденция к «окультуриванию» населения была заметна ещё тогда...
Большой сборник советских кроссвордов для любителей поломать голову
1986 год, 40 кроссвордов на любой вкус.
http://back-in-ussr.com/2014/09/sovetsk ... vordy.html
Со временем популярность сканвордов возросла настолько, что они практически вытеснили с «кроссвордного» рынка все остальные кроссворды, включая «классику». В каждом уважающем себя(и деньги) киоске\лотке лежало просто море разливанное газет и сборников сканвордов, от разнообразия которых просто глаза разбегались... Вот только разнообразие это было больше внешним, чем внутренним. И чем больше понижался общий культурный уровень «пипла», разгадывающего любимые сканвордики на досуге, тем проще становились сами вопросы, хотя до уровня КЭПа, слава богу, всё-таки не дошло
Ведь, что такое, в сущности, кроссворд? Логическая головоломка, рассчитанная на стандартный уровень развития образования. Разумеется, такие «узкоспециализированные» вещи, как, например, знаменитые «кроссворды с фрагментами» из легендарного журнала «Наука и жизнь», рассчитанные на очень высокий, временами научный, уровень знаний не в счёт. То же относится и к прочим подобным изданиям, например, к знаменитой «Литературке» или «Красной звезде». Короче, к любому «профильному» изданию. В газетах «Труд», «КП», «МК» и прочих массовых издания, включая местные, печатались кроссворды попроще, на общую тематику, но, по сравнению с их современными версиями(впрочем, «КП» иногда, всё же, по-прежнему радует хорошим кроссвордом и даже сканвордом), уровень их был весьма высок. И самое главное — их было интересно разгадывать. Хорошие, качественные кроссворды повышали уровень самообразованности, расширяли кругозор и тренировали память. Японские и американские кроссворды — логическое мышление и быстрый подсчёт. Современные сканворды почти ничего из этого не гарантируют, хотя бывают и приятные исключения. А не менее популярные нынче судоку, заменившие японские кроссворды с изображениями, тренируют разве что, лишь математический подсчёт и, отчасти, логику(если судоку очень сложный т. е. большой).
За эталон же можно взять знаменитые кроссворды из легендарного и, что важно, массового журнала «Огонёк», с их краткими и точными вопросами без лишних подсказок(например, «Советский, украинский писатель» или «Река в Германии»). Достаточно сравнить вопросы к кроссвордам полувековой давности из того же «Огонька» или из изданий 80х и к нынешним, чтобы безо всякой статистики увидеть насколько изменился общий уровень [само]образования населения. Прибавьте к этому пресловутую «реформу образования» от Фурсенко(или, скорее, ФАРСенко), ЕГЭ(над многими КЭПовскими или просто дурацкими вопросами которого не смеялся только ленивый) и «медиа-атаку» современных СМИ с их пропагандой тупого гламура и быдлизма — и получите достаточно полную картину культурной деградации нашего общества. Старому ребуснику Синицкому с его головоломками нынче нет места в современных изданиях - «пипл» их просто не поймёт...
Ещё одно небольшое лирическое отступление. К вопросу об уровне современных знаний, в т.ч., грамматических. Вот парочка примеров из инета.
Помогите разгодать чайнворд " Из истории Арабского халифата".
Уже хорошо. Ошибка в первой же фразе выдаёт уровень вопрошающего(причём, обоих. а может, это один и тот же). Дальнейшие подобные «перлы» наводят на крамольную мысль: а зачем ей\ему вообще этот сложный(судя по некоторым вопросам) кроссворд? Жаль, сама «сетка» не приводится, дабы понять реальный уровень знаний этих двух аФторов(по тому, что они уже отгадали и как сие вписали в ответы).
1. Правитель халифата.
КЭП, ау! :) Ну, в самом деле, кто, кроме халифа, может править ХАЛИФатом? Ответ заключён в самом вопросе.
6.столица халифата при аббапсидих
Я стесняюсь спросить: кто такие «аббапсиди»? К счастью, другой автор знает правильный ответ: это аббасиды. Почему знаменитую династию арабских халифов написали со строчной, а не с заглавной буквы? Ну, языковые нормы сейчас такие, что тут попишешь) То же относится и к вопросу под №9:
9. небесное светило, по представлению аль-буруни, находящееся в центре вселенной.
Спасибо, хоть не аль-барани :) Конечно, великого средневекового учёного-энциклопедиста Аль-Бируни сейчас мало кто знает, но Гугль-то на что? Ты же всё равно подсказки ищешь :) Ответ, кстати, прост: это наше родное Солнце.
Ну, и напоследок, такие «перлы» как:
15. Хранилище рукописей в бОгдаде.
18. Авропейское имя главы ученых.
19. Континент север которого в 8 веке был завоеван мЫсульманами.
Нет, стремление повысить свой культурный уровень, разумеется, похвально — если, конечно, это не попытка сделать себе шпаргалку или банальное нежелание затруднять себя даже гугль-поиском. А, судя по тому, что это ГДЗ по Истории за 6 класс - это и то, и другое.
Ну а теперь, собственно, о самих кроссвордах и их видах. До 90х годов ХХ века в СССР были известны, в основном, два вида составления кроссвордов: классический и чайнворд. В 90х, с появлением Интернета и специализированных кроссвордных изданий, виды кроссвордов значительно расширились. Более подробно о них можно почитать, например, в
Википедии. Я же расскажу только об основных. Итак, виды кроссводов и их примеры.
Классический кроссворд — кроссворд с традиционной «сеткой», заполняемой квадратно-гнездовым методом по вертикалям и горизонталям.
Разновидности:
«Американская сетка» - все клетки должны находиться на пересечении слов т.е. аналогично «уплотнённому» сканворду. Составители этих кроссвордов не считают зазорным использовать в качестве загаданных слов аббревиатуры, разговорные или иноязычные слова и даже, например, название клавиши «ESC» или направление «NNW» (северо-северо-запад).
«Японская сетка» - строгий прямоугольник, где чёрные(пустые) клетки не должны соприкасаться сторонами (соответственно, плотность сетки также приближается к сканвордной), а угловые клетки - должны быть белыми(с них, как правило, кроссворд и начинается). В оригинале, ввиду иероглифов и слогового письма(каны), в одну клетку могут вписываться по две буквы. Отсюда, по-видимому, и возникла их «европейская» разновидность с 2х-3х-буквенными слогами в каждой клетке.
«Розетка» - кроссворд в собственно т.н. "розетки". Слова вписываются по диагонали сверху вниз и слева направо, но могут и в обратном порядке.
Чайнворд(от англ. chain - «цепь, цепочка») — линейный кроссворд, в котором все слова расположены друг за другом по цепочке, этакая кроссвордная «змейка». «Сетка» может быть как классический "квадрат" или "круг"(спиральный чайнворд), так и самых разнообразных форм, в зависимости от тематики. Чаще всего, необычными по форме бывают детские чайнворды.
Скандинавский кроссворд или сканворд — самый популярный ныне вид кроссвордов и, как правило, самый простой в разгадывании. «Сетка» - плотная, все слова пересекаются друг с другом по горизонтали и вертикали(соответственно, значительно повышается вероятность разгадать весь кроссворд целиком, хотя некоторые составители всё же любят проверить эрудицию домохозяек каким-нибудь мудрёным словом с 1-2 не пересекающимися клетками). Иногда вместо слова вставляется фото какойзлибо знаменитости.
Венгерский кроссворд (филворд) — представляет собой поле из клеток, в которые уже вписаны буквы ответов. Слова-ответы не пересекаются и не имеют общих клеток с другими словами. Смысл филворда прост: надо отгадать загаданное слово и затем найти и вычеркнуть его в этой буквенной чехарде. Слова-ответы не пересекаются и не имеют общих клеток с другими словами, но могут «ломаться» по вертикали и горизонтали.
Эта головоломка значительно проще кроссворда и часто публикуется в детских изданиях (с ребусами или иллюстрациями вместо определений). «Фишка» филворда — это «лишние» буквы, оставшиеся в «сетке» кроссворда, из них(по порядку или анаграммой) составляется ключевое слово(чаще всего, в конкурсных кроссвордах).
Американский кроссворд — классический кроссворд-«угадайка», у которого вместо традиционной «сетки» дано лишь прямоугольное поле ячеек, а точное положение ответов неизвестно. Как правило, указана длина и порядок ответов на линии(чаще всего, это «сетка» 20х25 с 1-3 словами(в зависимости от их длины) по каждой горизонтали\вертикали). Вопросы не всегда сложные, но попробуй угадай, куда их вписывать! :) Метод решения аналогичен знаменитым японским кроссвордам.
Японский кроссворд – собственно, строго говоря, это не кроссворд, а головоломка. Пустое поле(от миниатюрных 9х9 до гигантских 50х50 и больше), в котором нужно закрасить определённое количество клеток(указано в столбцах сверху и справа от «сетки»). Между каждым фрагментом обязательно должна быть хотя бы одна пустая(не закрашенная) клетка. В результате решения получается загаданное изображение. Так что, можно сказать, что японский кроссворд — это своего рода кроссвордная мозаика.
Разновидность:
«Судоку» — заполонившая все киоски, наравне со сканвордами, японская головоломка. В зависимости от сложности, «сетка» может быть от 9х9 до 15х15. Смысл в том, что нужно заполнить все квадраты недостающими цифрами так, чтобы в каждой из горизонталей и вертикалей общая сумма совпадала. Чем-то напоминает классический «магический квадрат», но там сумма числе должна была совпадать ещё и по диагонали, плюс открытых чисел обычно меньше.
Эстонский или Итальянский кроссворд — кроссворд с перегородками. «Сетка» не содержит пустых ячеек. Ячейки, не принадлежащие одному ответу, разграничиваются толстой линией. В остальном, подобен классическому кроссворду.
http://cross-portal.ru/cross/ex120.gif
Кроссворд с фрагментами — детище научно-популярного журнала «Наука и жизнь». «Сетка» - традиционная классическая. Вопросы даются либо в виде миниатюр с подписями к ним, либо в виде выдержек их текстов и ролей. Уровень сложности — самый высший из всех кроссвордов.
Циклический кроссворд — кроссворд, слова в котором располагаются вокруг клетки с номером соответствующего вопроса(этакие словесные «ромашки»). Отличительной особенностью такого кроссворда является одинаковое количество букв во всех загаданных словах — как правило, 4, 6 или 8. Пересечения слов происходят по дуге окружности. При этом если слово находится не на краю сетки, то все его буквы, так или иначе, одновременно являются буквами соседних слов. "Сетка" бывает разных вариаций, но сами "ромашки" обычно круглые, квадратные или ромбические.
Ключворд или кейворд — особый вид кроссворда, в котором требуется восстановить исходный кроссворд, каждая буква которого зашифрована определенной цифрой. Связь между буквами и цифрами (в пределах одной головоломки) всегда однозначная, то есть каждой букве соответствует строго определенная цифра и наоборот.
Трёхмерный кроссворд — продукт современных компьютерных технологий. Кроссворд, слова в котором могут быть расположены таким образом, чтобы при рассечении его плоскостями, параллельными координатным плоскостям и отстоящим друг от друга на заданное расстояние-шаг, в сечениях образовывались кроссворды.
И, в качестве бонуса, немного о популярных в СССР головоломках, известных как ребусы или шарады, сочинением которых зарабатывал себе на жизнь упомянутый выше старый ребусник Синицкий из «Золотого телёнка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Ребус или шарада — это рисованная словесная головоломка, каждая «буква» в которой — отдельный ребус, состоящий из загаданного слова, в котором могут «обрезаться» начало или конец и заменяться буквы. Все «буквы» вместе составляют загаданное художником-ребусником слово. Очень интересная и развивающая логику и воображение головоломка.