Спасибо. Меня в детстве учили биологии все больше Даррел и Дарвин (ну, Акимушкин еще), потому как биологичка тоже была не гений педагогики …Monty писал(а):Очень интересная и поучительная лекция. Эх, если бы биологию в школе в наше время также интересно преподавали...
Этот товарищ по латыни иначе пишется. С ним, кстати, полно неясностей:Monty писал(а):А при слове "синантроп" мне вспомнился вот этот товарищ
Что мы имеем в итоге? Есть сколько-то видов животных, которые с большим или меньшим успехом пользуются продуктами человеческого разума, но сами при этом не являются разумными. То есть применительно к этим самым продуктам они оперируют только веществом и энергией (разве что упакованными иначе, чем в природе), но не информацией. Возьмем конкретный пример: мусорный бак, набитый отходами разумной деятельности (не в метафорическом, а в самом прямом смысле). Неразумный организм покопается в нем, сожрет/перепрячет все съедобное и, возможно, утащит что-то из несъедобного, что сгодится для обустройства жилища или привлечения самки.
У разумного опций существенно больше. Так, навскидку:
*Трансформировать малосъедобные отходы в более съедобные (заняться готовкой пищи).
*Обменять найденный на помойке ресурс на другой (у представителей своего или даже иного разумного вида).
*Превратить вещество в энергию (не E=mc2, а натаскать, допустим, подходящих отбросов для обустройства компостной кучи и потом греться на ней).
*Целенаправленно подбирать для жилища стройматериалы с нужными свойствами, на встречающиеся в природе. Комбинировать их, используя паттерны иных биологических видов. (Пример: грызун строит аналог сорочьего гнезда, основательно армированный проволокой - для радикальной защиты потомства от хищников.)
Подчеркну: при всем этом нашему условному зверосапиенсу абсолютно не обязательно знать, каким образом получены все используемые им объекты, и уж тем более создавать их самому. Он использует их, как редкий и ценный природный ресурс (ценный не потому, что редкий, а потому что обладает уникальными свойствами - артефакт, в общем). Тема хорошо раскрыта в таких произведениях, как “Пикник на обочине” и французский мультсериал “Букашки” (Minuscule). Что характерно, в обоих случаях персонажи взаимодействуют с изделиями, созданными совершенно чуждым и непохожим на них разумом, отстоящим от них куда дальше, чем крысы от людей.
(Замечу в скобках, что в ЧДСП ситуация иная. Грызуны охотно пользуются продуктами человеческой цивилизации, но при этом понимают их устройство, принцип действия и технологию производства. При необходимости они могли бы самостоятельно изготовить аналоги, но использовать готовое проще и быстрее.)